Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

Содержание

Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

Практически каждый ребенок однажды может украсть. Кто-то будет пойман, а кто-то нет. Один сделает это лишь раз, другой повторит. Как поступать родителям?

«Пытались ли вы в детстве что-то украсть?» Этот вопрос мы задали в приличной компании взрослых людей. Икаждому нашлось, что рассказать.

  • «Я украла книжку, – призналась одна наша коллега, редактор. – Меня хорошо знали в книжном магазине, ведь моя мама была директором школы. Поэтому никому и в голову не пришло проверить мой портфель. Зачем я это сделала? Ради эксперимента. Больше никогда так не поступала».
  • «А я лет в пять попытался вынести бублик из магазина, – рассказал солидный айти-специалист. – Помните, были такие сдобные бублики с маком по 5 копеек? Но меня поймали, отвели в подсобку и провели там воспитательную беседу. Мне было очень стыдно».
  • «Мы с друзьями вообще лазили в окна и воровали еду! – ошарашила молодая писательница. – Но однажды попали в квартиру к знакомому, и это был для меня последний раз…»

Каждый с упоением делился своей историей. Конечно, все знали, что красть плохо. И тем сильнее хотелось попробовать запретный плод. Воровали игрушки, сладости, канцелярские принадлежности, книжки… Но никто из этих людей не стал вором. Никто впоследствии не захотел повторить криминальный опыт.

Означает ли это, что детское воровство следует оставлять безнаказанным? Нужно ли родителям переживать из-за единичного случая? А если воровство повторилось? Может, это признак болезни – клептомании? Эти вопросы мы обсуждаем с психоаналитиком, врачом-психотерапевтом с 34-летним стажем Эдуардом Анатольевичем Ливинским.

Случай в детском саду

Пете 4 года. Он третий день в детском саду. Принес домой пластикового леопарда: «Мама, смотри! Он как живой!» Мама долго выясняет, откуда игрушка. Оказывается, взял без спросу у другого мальчика. На следующий день игрушка возвращается владельцу, но вскоре Петя приносит домой чужой калейдоскоп… У мамы истерика: «Неужели в нашей семье растет вор?»

Маленькие дети привыкли брать без спросу все, что им нужно, объясняет Эдуард Анатольевич. Понятие «свое-чужое» у них формируется в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, когда происходит первичная социализация.

Оторвавшись от мамы, попав в общество, ребенок переносит на окружающих свой опыт взаимодействия с родителями. Поэтому воровство в этом возрасте не что иное, как признак недостаточной социализации.

Малыш просто пытается получить то, что он хочет, доступным ему способом. Что в этом случае могут и должны сделать родители?э

Терпеливо объяснять разницу между «своим» и «чужим». Причем лучше всего использовать для этого пары различения: «Это твоя игрушка, и тебе будет грустно, если Саша заберет ее домой. А это Сашина, поэтому ты ее брать без спросу не можешь». Активно социализировать ребенка – это встречаться с друзьями, где есть дети похожего возраста, бывать в детских коллективах.

Если жизнь несправедлива

Володе 10 лет, он давно знает, что воровать нехорошо. Его семья живет очень скромно, зарплаты родителей едва хватает на самое необходимое.

А у двоюродного брата Алеши папа имеет свой магазин, красивый автомобиль, у Алеши есть свой планшет и мобильный. Володя иногда гостит у брата в соседнем городе.

В этот раз вернулся с джипом на радиоуправлении, сказал, что ему подарил дядя. Вскоре выясняется, что он увез джип без спросу.

«Если ребенок живет в стесненных условиях, то, воруя, он восстанавливает историческую справедливость, – объясняет психоаналитик.

– А тут дети еще и родственники, но у одного есть все, чего он только пожелает, а у другого дефицит элементарного. «Чем же брат лучше меня?» – думает Володя и решает самым легким и быстрым путем ликвидировать эту несправедливость.

Здесь срабатывает и детская вера в свое всемогущество: «Я могу все, и мне за это ничего не будет!»

Родители ругают Володю, называют вором, наказывают. Мальчик замыкается, уходит в себя. Правильно ли они поступают?

Объяснять, что чужое брать недопустимо, безусловно, нужно. Но в данном случае родители должны постараться еще и уменьшить дефицитарность в жизни ребенка.

То есть обеспечить его тем необходимым, что есть у его одноклассников, друзей, чтобы он не чувствовал себя обделенным. Стоит откровенно поговорить и выяснить, чего мальчику особенно не хватает.

И постараться предоставить ему это в нужном количестве!

Иногда бывает, что дети очень страдают, не имея каких-то статусных вещей: мобильного телефона, модной куртки. Тогда они оказываются изгоями в своей возрастной группе. И в этом случае мамеи папе важно «подтянуться» и удовлетворить эту потребность, потому что это не блажь, а желание встроиться в авторитетную для подростка среду.

Обратите внимание!

А вот у 12-летней Иванки дома есть все. Пожаловаться на дефицит она не может: лучшие игрушки, модная одежда, игровая приставка, телефон, айпад. И тем не менее Иванка регулярно приносит из класса чужие вещи. Родители не понимают, что не так.

При более подробной беседе выясняется, что девочка редко проводит время с матерью и отцом. В основном ею занимается няня, которую она не любит. Бывает, что Иванка ложится спать, так и не увидев родителей.

Ее время расписано, как у министра, мама и папа требуют, чтобы дочка хорошо училась, посещала кружки, но мало интересуются ее внутрен- ним миром… В школе у девочки тоже нет друзей, в том числе и по причине воровства.

Как быть? Воровство Иванки – форма протеста, объясняет Эдуард Ана- тольевич. И попытка обратить на себя внимание родителей.

Материальных благ девочке хватает, а вот душевной теплоты – нет: внимания, заботы, участия, ощущения собственной значимости в семье. Ведь ее ни о чем не спрашивают: родители все знают сами, организовывают ее время и жизнь по своему желанию.

А в школе Иванка воровством еще и протестует против равнодушия одноклассников. Не хотите со мной дружить? Получайте! Формируется замкнутый круг.

В подобных случаях родителям стоит задуматься, обеспечивают ли они сыну или дочке две важные потребности: значимость и безопасность. Если ребенка уважают в семье, проявляют интерес к его жизни, воспринимают как личность, поощряют за дело, то он не станет добиваться внимания антисоциальными поступками.

«Каждый случай воровства нужно рассматривать отдельно, – говорит доктор Ливинский. – За каждым поступком нужно искать символизм: что именно хотел сообщить ребенок родителям/друзьям/учителям.

В очень редких случаях воровство – проявление психопатии, когда человек живет, повинуясь инстинктам, и не включает мышление. Тогда действительно нужно лечение. Но гораздо чаще ребенок передает окружающим зашифрованное послание.

Расшифруйте его, обеспечьте ребенка тем, чего ему не хватает, – и воровство больше не повторится».

Попытки восстановить утраченную связь с родителями – частая причина воровства. Воруя, ребенок посыает сигнал родителям. Разберитесь, что он хочет вам сообщить.

Три красноречивые истории

Почему дети воруют и как родители могут это остановить? Перед вами показательные примеры из жизни.

  • О яблоках. Как-то Антон с компанией забрался во двор соседа, чтобы нарвать райских яблочек. Попались. В итоге друзья получили от родителей нагоняй, а отец Антона поехал на базар и привез сыну ведро «раечек». «Ты говорил, что хотел яблок? Ешь! Ты всегда можешь попросить дома то, что хочешь. Для этого не нужно брать чужое».
  • О лифчике. У Ланы рано сформировалась грудь. На физкультуре мальчишки смеялись, когда она бегала, а грудь подскакивала. Кроме того, ей было больно. Девочка просила у мамы купить бюстгальтер, на что та ответила: «С ума сошла! Тебе всего 10 лет, какой лифчик!» Тогда Лана стала думать, как украсть нужный предмет в магазине белья, даже план составила. И, наверное, украла бы, если бы тетя не подарила ей деньги на день рождения.
  • О карманных деньгах. Мама Вани заметила, что из кошелька стали пропадать мелкие купюры. Сначала грешила на свою невнимательность, потом подсмотрела: деньги таскает 10-летний сын. Как так? Ваня послушный мальчик, отличник! Состоялся разговор. Оказалось, Ваня чувствовал себя ущемленным без карманных денег. Его друзья всегда имели мелочь на буфет. Ему же родители не давали ни копейки. Договорились о небольшом карманном бюджете – воровство прекратилось.

Ребенок ворует по нескольким причинам. Если не получает дома того, что важно в среде его сверстников, – тогда он пытается «восстановить справедливость». Если в семье его не ценят и не уважают – он может выражать протест воровством (пытаясь обратить на себя внимание родителей).

Если его постоянно ругают и говорят, что он плохой, ребенок таким образом может подтверждать свою «плохость».

Если мать или отец относятся к воровству нормально (например, могут что-то утащить с работы), то ребенок тоже будет считать это нормой.

Если в классе он изгой, то воровство может быть проявлением агрессии и наказанием для тех, кто обесценивает его. С другой стороны, это может быть попытка показать свою удаль в среде сверстников.

Источник

Источник: https://psiholog.mirtesen.ru/comments/42043608189/page

Что делать если ребенок ворует деньги и врет – советы психолога Нивина Романа

Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

В случае, если ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога вам потребуются. В нашем обществе воровство считается табу. Воровать нехорошо. Воровать у своих – максимально плохо, это знак полного неуважения и даже сомнения родителей в собственном ребенке.

Несмотря на общественное неприятие краж, почти все дети проходят через стадию воровства – дома, у родителей, у бабушки, у гостей, в магазине, у друзей и приятелей – в зависимости от возможности и защищенности места. Родители напрасно надеются, что именно их дети сумеют избежать этого неприятного опыта. Если вы будете честны с собой, возможно, вы сумеете вспомнить эпизоды из собственного детства. Но это не делает воровство нормой.

Если успеть вовремя пресечь и распознать воровство, ребенок, скорее всего, откажется от продолжения.

Он боится утратить любовь родителей, ему неприятно порицание и длинные нудные нотации. Ребенка страшит наказание. Перспектива остаться без подарков на значимый праздник ради пустяковой кражи его не радует. Но при безнаказанности, снисходительности родителей, излишнем доверии, ребенок с удовольствием продолжит свои опыты.

Как воруют дети из бедных и богатых семей

От уровня благосостояния семьи и воспитания стремление к воровству не зависит. Скорее наоборот, в богатой и обеспеченной семье вероятность детского и подросткового воровства выше, чем в бедной. Трудно представить, что в обеспеченной семье ребенку будут внушать – «главное, не воруй, не бери чужого, даже если совсем мало денег, воровать нехорошо!».

Дети из обеспеченных семей присваивают себе что-то гораздо чаще, потому что реже слышат отказы, их меньше подозревают, они больше уверены в своей безнаказанности и всеобщей любви.

В богатых семьях дети воруют у прислуги, у гостей, если получится, то и у родителей. Основной предмет воровства – деньги.

Поскольку обеспеченные родители скорее накажут прислугу, чем своего ненаглядного ребенка, проблема воровства денег и ценностей именно в богатых семьях наиболее актуальна.

Даже если ребенок попадется на горячем, его пожалеют и отведут к доброму доктору, который скажет, что у него клептомания или небольшое нервное расстройство от недостатка внимания родителей.

Ребенок из бедной семьи, который видит, как родители бережно относятся к деньгам, пересчитывают их, говорят, что денег нет, с меньшей вероятностью решится на воровство именно у родителей или у взрослых гостей.

Слишком высок страх разоблачения. Но в магазине, а особенно в супермаркете, где все доступно и можно взять самостоятельно, не выпрашивая у родителей, ребенок постарается утащить все, до чего сумеет дотянуться.

Дети очень изобретательны и начинают, обычно, со сладостей.

Если родители не проявят бдительности, проблема получит развитие, и ребенок будет таскать шоколадки, пока не попадется.

Шок и стресс при поимке обычно становится отрезвляющим фактором. Но если родители заступятся за своего малыша, который не понимает, что делает, будут рецидивы.

Как предупредить воровство

Совсем маленький ребенок с трудом понимает разницу, между своим и чужим. Но зато он прекрасно ориентируется в собственных желаниях. Он стремится попробовать, потрогать, использовать, абсолютно все, до чего может дотянуться. Ему нравятся игрушки и он хотел бы их забрать себе, чтобы в спокойной обстановке исследовать с максимальной тщательностью.

Благодаря вниманию родителей, дети учатся понимать, что значит свое и чужое. Мама или папа говорит ребенку – пойдем, заберем свои формочки у Вовы и давай вернем машинку Наташе.

На простых примерах ребенок учится, что свое нужно забирать и беречь, а чужое можно взять на время, но потом обязательно вернуть.

Но как быть, если возвращать не хочется? В возрасте 3-5 лет дети осваивают варианты – обмен игрушками, разрешение взять на время и поиграть без владельца. Также дети учатся обманывать родителей, наблюдают за их реакцией.

В 95% случаев детское «мне подарили» означает, что ребенок украл игрушку.

Забрал и не хочет возвращать. Станете ли вы выгребать из карманов малыша машинки, киндеры, коллекционных солдатиков, и фигурки «лего», или решите, что другой ребенок действительно проникся очарованием вашего малыша и решил отдать ему свои игрушки?

Большинство родителей верят своему ребенку и совершают серьезную ошибку.

Ребенок понимает, что он не только может незаметно забрать то, что ему понравится, но и легализовать украденное, обманув глупых и легковерных родителей. Это ключевой момент.

Обман и безнаказанность, уверенность в своей ловкости, уме и неуязвимости, маскировка своих усилий – основа для любых противоправных действий.

Если вы видите, что вашему ребенку со всех сторон дарят игрушки, не поленитесь проверить информацию. Спросите у ребенка, которому принадлежит игрушка, дал ли он ее поиграть или насовсем, разрешил ли забрать. Не позволяйте своему ребенку принимать в подарок дорогие игрушки или отдавать свои.

От обмана родителей до попытки незаметно стянуть из кошелька купюру или монеты – всего один шаг. Уверенный в себе и в любви родителей, которые его даже не заподозрят, ребенок, непременно совершит этот шаг.

Контроль, наблюдение, проверка информации в раннем возрасте позволит предупредить детское воровство.

Условия, при которых воровство возможно

  1. Имеется доступ, возможность совершить кражу. Например, деньги без счета лежат в карманах верхней одежды, которая висит в прихожей или в другом помещении без наблюдения. Вероятность воровства близка к 100%.

    На подобные соблазны попадаются не только дети, желающие иметь независимые от родителей карманные расходы, но и серьезные взрослые люди с хорошей должностью и зарплатой.

    Не запирающиеся шкафчики в фитнес центрах, рабочие раздевалки, гардеробы в ресторанах и театрах, прихожая вашей квартиры – это все места, в которых нельзя оставлять деньги. Гардеробная прислуги – настоящее эльдорадо для детей в семьях с достатком выше среднего.

Не оставляйте деньги на виду, в прямом незащищенном доступе, в открытых ящиках, не храните деньги без счета. Не пишите и не царапайте пин код на карточках безналичной оплаты.

  1. Возможность сделать кражу незамеченной, скрыть ее. Например, вы же не станете пересчитывать мелочь? Кража пары монеток останется незамеченной. Никто не заметит пропажу монеток из копилки. Если из свертка с деньгами пропадет пара купюр – никто не заметит. Все дети таскают варенье или сладости. В пустые фантики заворачивают камешки или бумагу, в банки с вареньем доливают воду или чай. При обнаружении родители только посмеются наивной хитрости. Это сигнал для ребенка – отлично, малыш, ты все делаешь правильно, продолжай!
  1. Доверие и маскировка. Хорошая репутация, опрятный внешний вид, дорогие вещи, умение хорошо себя вести и всегда оставаться вне подозрений – свойства, которое быстро усваивают дети. Маленькие воришки с удовольствием разыгрывают спектакли с криками о доверии и полными слез глазами. Вы считаете, что ваш ребенок недостаточно умен для этого? Это не так.
  2. Безнаказанность. Человеческое сознание прочно заперто между кнутом и пряником. При отсутствии кнута, но при большом количестве пряников, даже не сомневайтесь, что ребенок продолжит добычу пряников без малейших сомнений или опасений. Если вы произнесли вслух «это же ребенок, он просто не понимает» — вы подписали себе приговор. Дети не глупее взрослых и прекрасно все понимают. Но лучше всего дети понимают безнаказанность.

Как наказать подростка за кражу из дома

Сложный вопрос, не в тюрьму же вы его поведете? И не станете портить ребенку жизнь, вынося постыдные тайны семьи на всеобщее обозрение. Ребенок очень рассчитывает на безнаказанность.

Возможно, у вас есть шанс серьезно сэкономить на подарках к традиционным праздникам.

Учтите, вы столкнетесь с искренним возмущением ребенка – как же так, я взял всего 100 рублей, а меня наказали на подарки к НГ, которые стоят гораздо дороже! Ребенок может предложить поторговаться.

Что, если он получит просто меньше подарков, чем обычно? Не соглашайтесь и не идите на торг. Можете сообщить, что ребенок уже сам выбрал себе подарок, и не ваша вина, что он недорогой. Держите свое слово, не стесняйтесь напомнить ребенку, что он сам сделал себе подарок.

Бывают ситуации с крупными кражами, когда ребенок обнаруживает родительскую заначку на черный день, забирает из тайника все деньги и угощает всех во дворе вкусностями. Увы, это неизбежная реакция.

Он нашел клад! Конечно, ребенок понимает, что это деньги родителей, но устоять перед соблазном не может. В этом случае родителям придется винить только себя. Не делайте таких тайников, которые сумеет найти и разорить даже ребенок.

Не храните деньги в шкафах, под плинтусом или под дверным косяком, в шахте вентиляции, на книжной полке и в книгах, в банках с продуктами.

Если делаете тайник, делайте его хорошо. Конечно, ребенок заслужил наказание за безответственность, но это явно наследственная черта.

Заключение

Воровство, присвоение себе больших благ, чем положено и выделено родителями, стремление обладать большим – часть человеческой натуры. Эту черту необходимо приводить в норму и соответствие социальным требованиям.

Ребенок должен понимать, что воровство –это плохо, что за воровство наказывают, что радость от обладания чужим имуществом – нечестная и короткая. Сообразуйте пояснения с возрастом.

Не стоит пятилетнему малышу рассказывать об ужасах тюрьмы – он с удовольствием перескажет ваши жуткие истории другим детям и получит колоссальный авторитет. Будьте аккуратны и бдительны.

Источник: http://nivin.ru/chto-delat-esli-rebenok-nachal-vorovat-dengi-u-roditelej/

Что делать, если ребенок ворует?

Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

Галина Дятлова.

Любой детский психолог прекрасно знает – практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.

В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.

Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.

Дети дошкольного возраста в 5 — 6 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.

Отсюда очень огорчающее нас, взрослых, эгоцентричное поведение ребенка, его неспособность понять, что мама пришла с работы усталая, что маленькому братику больно или обидно, когда его не берут в свои «взрослые» игры старшие дети.

И наконец, в 6 — 8 лет начинают закладываться и осознаваться основы морали и этики. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей. Тем не менее, нормальный ребенок 7 -8 лет довольно легко идет на кражу.

Почему?

Причины могут быть самые разные, иногда парадоксальные, на наш взрослый взгляд.

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается существенно сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь мы только что сказали — моральные устои у детей в этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них попросту еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются.

Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п. Кстати, полностью созревают эти структуры только около 19-21 года и позже.

Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Например, у всех друзей уже есть айфоны последней модели. Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и неразвитыми социальными навыками, из-за чего они не умеют наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет их пропуском в «крутую» компанию. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Вряд ли вожделенное приобретение поможет ему завоевать признание.

Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…

Так может образоваться порочный круг.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.

При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви.

Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.

А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой сотовый телефон. А вот ребенку это еще практически безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

1. Не угрожать!

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».

2. Без ярлыков

«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый. Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку.

Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а  что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.

Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

4. Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

5. Кто старое помянет..

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, кавардак в его комнате…

1. Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено.

Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое.

Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

2. Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик.

Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь.

Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.

3. Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить.

Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс).

Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.

4. Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот.

Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами.

А главное, надолго запомнилось.

11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение.

Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи.

Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла.

Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Заключение

Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля.

Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет.

Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».

Источник: http://pkh.ru/books/rebenok-voruet.html

Что делать если ребенок ворует: причины детского воровства и советы психологов

Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

Евгения Климкович

И снова всем здравствуйте! Мы уже довольно много разобрали тем, связанных с поведением наших детей, от которого порой краснеем и бледнеем. Сегодняшний разговор – не исключение.

Приходилось ли вам слышать: «Ваш ребёнок ворует!»? А может вы стали подмечать, что в кошельке как-то странно тают деньги? Хорошо, если с таким инцидентом в вашей семье не сталкивались. Но бывают случаи, что и в благополучный дом вдруг стучится беда, обжигающая стыдом. Что делать если ребенок ворует?

У стыдной проблемы есть возраст

Предлагаю не обсуждать тех детей, которые встают на путь воровства по примеру старших, воспитываясь в неблагополучных семьях. Трудно рекомендовать что-либо таким родителям, для которых присвоить чужое – в пределах правил.

Наш объект исследования – ребёнок домашний, у которого, с одной стороны, вроде всё есть, а с другой стороны, оказывается, чего-то для полного счастья не хватает. Вступает послушное чадо в ряды воришек, зачастую прекрасно осознавая, что совершает непристойный поступок и при этом дружит со своей совестью. А когда он начинает понимать, что «такое хорошо и что такое плохо»?

Как быть, если трёхлетнее чадо без пригляда родителей зацепило в магазине  с полки заветный чупа-чупс и довольное, уверенное в себе шурует мимо кассы? Понимает ли ребёнок, что в этот момент совершает плохой поступок или это для него норма? В таких случаях никому не приходит в голову сразу клеить малышу штамп «вор».

Понимание того, как разделять «моё» и «чужое» обычно появляется после трёх лет. В этот период развивается самосознание, до него мы пытаемся достучаться, когда находим в кармане детской куртки чужого робота, добровольно подарить которого хозяин игрушки ну никак не мог.

Уличали ли вы своих детей, что они таскают конфеты, запрятанные от них подальше?

Наши следопыты нюхом чувствуют, где таится заветный кулёчек и с каждой новой попыткой стащить то, что запрещено, становятся аккуратней, тщательно заметая следы. Пакетик завязывается на тот же самый «морской» узел, кладётся точно туда же, откуда был приватизирован на время.

Называем ли мы это воровством? Наверное, да, ведь в таких случаях часто укоряем сладкоежку, что брать без спроса нехорошо, приводим примеры воришек из сказок и берём честное слово, что такое не повторится. Но в таких случаях мысли не возникает, что это может послужить поводом для более серьёзных проблем.

Причём, чем старше становятся наши дети, тем чаще такие поступки начинают ассоциироваться у нас с кражей. И возраст здесь становится той самой причинно-следственной связью между мотивом и преступлением, когда чужие вещи присваиваются осознанно.

По-серьёзному, по-взрослому, начинают воровать подростки, обычно объектом служат деньги у родителей, и это становится семейной проблемой, решить которую можно, «не вынося сор из избы».

Гораздо хуже, если объектом «для шестого пальца» станут вещи одноклассников в школе. Тут «шила в мешке не утаишь». Придётся вместе с родителями учеников и педагогами искать причины, почему именно ваш ребёнок так поступил.

Несколько ответов на одно «почему?»

Психологи говорят, что каждый первый когда-либо что-либо брал чужое без спроса, проще говоря, становился воришкой. На время или насовсем, но брал и становился. И если вы сейчас готовы утверждать, что у вас такого не было, скорее всего, вы плохо пошуршали в памяти.

Несвоевременное родительское «чужого брать нельзя» даёт почву для роста будущего воровства, которое сводится к трём основным зачем:

  1. потому что вопреки бунтующей совести есть навязчивое желание владеть понравившейся вещью,
  2. потому что сложилась психологическая неудовлетворённость,
  3. потому что не хватает силы воли и не привиты нравственные ценности.

Ну о-о-очень хочется!

Необузданное желание поиметь у себя именно вот это, и ты не устоял! В этих поступках признаются редко, да и случаются они обычно раз-два и не повторяются.

И главные отличия у такого поведения – понимаю, что нехорошо, но искушение берёт верх над разумом.

Поддаться на провокацию помогают соблазны – оставленные на виду привлекательные вещи или деньги, и тогда ребёнок с бесконтрольным желанием на «хочу» не может сказать «нет».

При этом детский мозг находит всяческие оправдания осознанному поступку. Если вы ползали по чужим садам и огородам – это как раз тот повод сказать, с вами случалось такое мелкое воровство, которое пусть и называют зачастую обычным хулиганством.

Краду для самоутверждения

Обратить на себя внимание можно разными способами. Зачем дети крадут у родителей деньги? Да часто просто чтобы удивить друзей, накупить им конфет и наестся до отвала. Или приобрести заветный гаджет, чтобы понтануться, говоря подростковым языком, перед сверстниками – вот, смотрите, у меня тоже есть! Покупая друзей, обделённые вниманием дети повышают значимость в обществе.

Свобода выбора

Вот скажите, диктует ли нам, взрослым, в магазине кто-нибудь, покупать новую вещь или нет. Мы, конечно же, решаем сами: берём кошелёк и с чувством удовлетворённости несём приобретённую новинку домой. А что делать детям, когда на просьбу карманных денег они получают в ответ: «У тебя всё есть, зачем тебе. Я тебе куплю!»

Но ведь для подросшего ребёнка это важно – тратить самому, даже пусть на всякую ерунду. И он начинает искать, где взять немножко денег, пытается отчаянно накопить, а если не получается, может и позаимствовать.

Психологически неудовлетворён

Как часто дети делают что-то назло или из мести. Чем не повод отомстить родителям, у которых нет на него времени, забрав часть денежных средств. А почему бы не взять вещь у одноклассника и стать для семьи плохим?! Пусть их вызовут к директору и ругают, как они ругают дома меня! Избыточный контроль тоже может стать причиной краж – такой способ ребёнок выбирает в качестве протеста.

Мишень для вымогательства

Не нужно исключать, что иногда воровать деньги из дома подростки начинают для старшеклассников. Угрозы и запугивание – причина недостойного поступка.

За компанию

Попав в непростое окружение, которое подворовывает и вымогает деньги у других, подростки совершают кражи за компанию, чтобы не прослыть слабаком и пройти «проверку».

Пробелы воспитания

Вы улыбаетесь, когда малыш из детсада притащил чужую игрушку – какое недоразумение! Спустя какое-то время он принёс что-то поважнее – какой предприимчивый! Ожидайте плоды своих улыбок – ребёнок привык, что чужое брать можно.

По горячим следам

Какие наши первые действия, когда юный воришка попался? Крики, вопли, требование всё рассказать и признаться в том, что было и не было. А вот совет психолога совершенно другой: главное – спокойствие, без паники!

  • Даже если все стрелки указывают на ребёнка, не стоит громко и во всеуслышание кричать, что ему светит тюремное будущее и вор в семье – это позор. Совсем необязательно знать всем окружающим, что произошло.
  • Доставит ли вам удовольствие раскаяние из-под палки? Не пытайтесь силой добиться признания – ребёнок замкнётся, и причину поступка найти будет тяжелее.
  • Не оставляйте случившееся без внимания, иначе это вызовет чувство безответственности и послужит поводом для последующих поступков.
  • Проведите ликбез на тему того, как важно быть честным и уважать собственность других.
  • Предложите ребёнку самостоятельно исправить ситуацию и вернуть взятое. Если стыд не даёт ему сделать первый шаг, предложите свою помощь и сделайте это вместе.
  • Не возвращайтесь к обсуждению поступка после исправления ситуации и сделанных выводов, дав ребёнку шанс стать законопослушным.

Как избежать воровства?

  1. Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
  2. Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни.

    Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.

  3. В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».

И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя.

Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?

Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер?  Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.

Источник: http://shkolala.ru/vneshkolnaya-zhizn/chto-delat-esli-rebenok-voruet/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.